Шинопроводы отечественного производства под маркой «КЛМ»

В настоящее время все большее применение в системах внутреннего распределения электроэнергии в зданиях и сооружениях различного назначения находят шинопроводы, представляющие собой систему изолированных шин заключенных в жесткую оболочку. На место монтажа шинопроводы поставляются   комплектными секциями, прошедшими тестовые испытания.

Там же комплектные секции собираются в линии необходимой длины и конфигурации. Конструкции секций таковы, что позволяют выполнять в архитектуре сложных сооружений любые трассы, ничуть не уступая в гибкости кабельным системам. Наибольший объем в питающих линиях 0,4 кВ занимают шинопроводы магистральные и распределительные. Рост объемов сетей выполняемых шинопроводами, по сравнению с кабельными системами, связан со многими факторами. Например, свойства плоских шин пропускать большие токи при одном и том же сечении с кабелем круглой формы. Заслуживает внимание и большая компактность шинопровода там, где на одну фазу применяется группа кабелей, и экономичность, поскольку коэффициент добавочных потерь у единичного шинопровода меньше. Также немаловажную роль играют свойства электробезопасности и пожарной безопасности шинопроводов в большей степени присущие им, нежели кабельным системам. Подробнее о преимуществах шинопроводов опубликовано в этом сборнике [л. 1] и в книге [л. 2]. Следует отметить, что ряд предприятий РФ начал осуществлять производство шинопроводов современного типа. В данной статье мы хотим привлечь внимание читателя к изделиям нашей компании.

О компании КЛМ инжиниринг. Наше появление на электротехническом рынке России и стран СНГ отмечено в 2013 году, когда мы предложили услуги по проектированию систем электроснабжения, комплексным поставкам электротехнического оборудования и строительно-монтажным работам, связанным с устройством инженерных систем зданий и сооружений. Главное же направление в деятельности компании было и остается проектирование,поставка и монтаж  шинопроводов. Для этого компания располагает необходимым составом высококвалифицированных специалистов: проектировщиков, менеджеров, монтажников и производственных работников. Помимо Центрального  московского офиса компания располагает представительствами в городах Санкт-Петербурге, Владимире , Нижнем Новгороде, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Республике Казахстан,  Республике Беларусь, Республике Таджикистан, Республика Азербайджан, Исламская Республика Иран.  Производство шинопроводов марки КЛМ осуществляется на  заводе, расположенным  во Владимирской области. Компания «КЛМ инжиниринг» имеет необходимые допуски и разрешения на разработку проектной документации и участия в устройствах инженерных систем зданий и сооружений. Трассы шинопроводов КЛМ разработанные в системе 3D и РЕВИТ обеспечивают быстрый контроль и согласование со стороны смежных организаций. Техническая и методическая поддержка заказчиков позволяет во многом избежать ошибки на этапе проектирования. 

Почему шинопроводы. На увеличение применения шинопроводных систем также оказало влияние и рост единичных мощностей зданий гражданского и административного назначения, все более приобретающих характер индивидуального проектирования. В этой связи шинопроводные системы, ранее занимающие преимущественно область промышленного применения, распространились на жилищные и гражданские объекты. До сего дня на отечественный рынок шинопроводы высокого качества поставлялись в основном иностранными фирмами изготовителями из Франции, Германии, Италии, Турции, Кореи, Индии и других стран. Заказчиков строительства зданий и сооружений современного типа привлекала более развитая номенклатура, чем у шинопроводов традиционно изготавливаемых Российскими компаниями. Так у нас долгое время способ соединения секций в линию между собой производился в основном сварным методом, с последующим изолированием стыков на монтаже ручным способом с помощью ленты и клея. Такой способ требовал больших трудозатрат на монтаже, к тому же применяемые материалы не обладали высокой степенью термостойкости, что снижало время использования шинопроводных систем.

В линейке производства шинопровода под маркой КЛМ: магистральные, распределительные и осветительные, не только отвечающие самым высоким требованиям, но и по ряду показателей превосходящие наши и некоторые зарубежные аналоги (Рис.1). Это, например:

  • Стальной оцинкованный корпус, выполнен в виде радиатора с большей поверхностью охлаждения (Рис.2), так что форма оболочки в большей степени влияет на теплоотводящую способность, а не материал корпуса из алюминия как считается в некоторых зарубежных аналогах;
  • Стальной корпус КЛМ обладает более высокими прочностными характеристиками и устойчивостью к токам короткого замыкания, что является одним из главных качественных показателей системы электроснабжения;
  • Стальной оцинкованный корпус образует магнитозамкнутую систему в большей степени, чем алюминиевый корпус, что значительно снижает воздействие электромагнитного поля на окружающую среду, особенно на кабели слаботочных систем: управления беспроводной связи, сети Wi-Fi, компьютерных систем станков и оборудования. Последнее обстоятельство позволяет прокладывать их в непосредственной близости от шинопровода и экономить объемы помещения в части пропуска самостоятельных трасс;
  • Одноболтовой сжим соединительного устройства с применением моментного ключа ограничивающего усилие нажатия позволяет устранить деформации соединительного узла в период включения - отключения нагрузок и увеличить срок службы устройства;
  • Одноболтовой сжим соединительного устройства с встроенным термостойким изолятором позволяет автоматизировать процесс соединения секций между собой и отказаться от ручного изолирования на месте монтажа;
  • Подгоночные секции шинопровода КЛМ производятся в заводских условиях, что исключает внесение человеческого фактора при изготовлении этих секций на монтаже (как у некоторых зарубежных фирм), где необходимо обеспечить обрезку шин и корпуса, что может привести к нарушению изоляции, несоосному расположению токоведущих шин и последующему перегреву;
  • В зарубежной практике намечена тенденция снижения сечения шин с целью заводской экономии, поскольку современные изоляционные материалы обладают повышенной термостойкостью. Конструкция секций шинопровода КЛМ с увеличенным сечением шин снижает показатели активного и реактивного сопротивления, что позволяет передавать электроэнергию с потерями ниже, чем у зарубежных аналогов с экономией в эксплуатации до нескольких миллионов рублей ежегодно.
  • Конструкция секций шинопровода КЛМ с улучшенными характеристиками активного и реактивного сопротивления, позволяет передавать электроэнергию с лучшим качеством, поскольку потери напряжения ниже, чем у зарубежных аналогов при прочих равных условиях;
  • Современные шинопроводы, типа «пакет» имеют большое распространение в строительстве, и каждый производитель применяет тот или иной изоляционный материал. Необходимое условие, чтобы этот материал соответствовал требованиям стандарта МЭК. КЛМ применяет изоляционный материал с стандартным исполнением температурной стойкости 1550С, что равно по значению или выше, чем в конструкциях зарубежных фирм;
  • Поставка коробок отбора мощности производится в комплекте с автоматическими выключателями в шинопроводе, в отличие от некоторых производителей зарубежных фирм;
  • Линейка шинопроводов КЛМ содержит все необходимые по стандартам токовые номиналы: в осветительных - от 16 А, в распределительных - от 160 до 800 А и для магистральных – от 800 до 6300 А, причем разработана уникальная конструкция шинопровода на 6300 А с алюминиевыми шинами.

Производство. Шинопроводы KLM являются высококачественной заводской продукцией, российского производства, оснащенного современным технологическим оборудованием. Например, это универсальный листогибочный пресс Wimercat (Рис.3) для изготовления необходимых профилей для корпуса и шин с любым углом изгиба. На установке Euromac (Рис.4) можно выполнять программные работы по автоматизированному раскрою листа. С помощью установки Multicam (Рис.5) производят резку любого материала (металла, керамики) толщиной до 40 мм гидроабразивным способом под давлением до 40 тысяч атмосфер. Готовую продукцию поставляют потребителю в ящиках или на паллетах (Рис.6).

Шинопровод KLM обладает всеми необходимыми сертификатами:

  • соответствия шинопроводной продукции ГОСТ 28668-91 и ГОСТ 6815-79,
  • соответствия федеральному закону N123 –Ф3 (пожарный сертификат ГОСТ 60331-21-2003), 240 минут,
  • соответствия, пожарный сертификат ГОСТ53310-2009, проходки EIT 180 минут,
  • сертификат на сейсмостойкость ГОСТ 17516.1 - 9 баллов по шкале MSK -64.

Изготовление шинопровода осуществляется по техническим условиям:

  • ТУ 3449-001-82505965-2009 (Зам.1).

Объекты. За время выпуска, начиная с 2012 года, накоплен положительный опыт применения шинопровода КЛМ, где на предприятиях Российской Федерации реализовано более 600 крупных проектов.  Ниже приводятся примеры выполнения трасс магистральными и распределительными шинопроводами. На рис.7 показана трасса распределительного шинопровода на объекте складского типа выполненная на стойках. На объекте Твой Дом (Рис. 8) показаны трасса шинопровода на 2000 А с углом поворота большим чем 90 градусов (Рис. 9), сложная развязка узла присоединения шинопроводов к ГРЩ с использованием Z- образных секций (Рис.10) и установка семи ответвительных коробок на ограниченном пространстве (Рис. 11). При монтаже распределительного шинопровода на объекте Цирк (Рис.12) было необходимо соблюдать условия дизайна в соответствующем интерьере (Рис.13 и рис. 14). На объекте Аэродом (Рис. 15) показан способ присоединения шинопровода с алюминиевыми шинами к ГРЩ с медными шинами через переходные пластины (Рис.16). Проходы через стены с противопожарными уплотнениями на горизонтальных участках показаны на рисунках 17 и 18, а на рисунке 19 проходы распределительного шинопровода на вертикальном участке.

Выводы. В сложившейся обстановке ограничения поставок со стороны ряда европейских стран для дальнейшего развития и роста промышленного и гражданского строительства необходим более широкий выпуск отечественных шинопроводов, отвечающих самым высоким требованиям качества и надежности. Особенно это важно для предприятий выпускающих продукцию оборонного назначения, где вопрос импортозамещения стоит особенно остро. И последнее, что хотелось бы особенно отметить. В настоящее время, в связи с введением Западом санкций в отношении нашей страны, государством активно проводится соответствующая политика. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным дано поручение Правительству Российской Федерации вернуть собственный рынок отечественным производителям, в связи с чем, Минпром России подготовил Программу импортозамещения продукции из США и Евросоюза. Постановлением Правительства РФ № 1224 от 24 декабря 2013 г. уже введен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует или не соответствуют требованиям государственных заказчиков. В Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект, которым будут внесены изменения в нормативные акты, регулирующие вопросы закупок на столь важных проектах для обороноспособности нашего государства.

Литература:

  1. Шинопроводы и кабели, С. Мокринский, Э. Шагеев, ИС N4, 2013.
  2. Современные шинопроводы, С. Воронин, Н. Курочкин, А. Матанцев, С. Мокринский, М, ИД «Энергия», 2011.

Группа авторов.